Среда, 15/Мая/24, 17:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 10

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Кафедра психологии

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

 

 

Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач для оценки универсальных учебных действий изначально разрабатывалась для проведения психолого-педагогического мониторинга УУД и направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности,  что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам. Вместе с тем его эффективность как диагностического инструмента должна быть определена в результате специальной экспериментальной апробации на репрезентативной выборке.

Теоретическая обоснованность диагностической направленности методик. Психодиагностические методики должны иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того теоретического основания, которому они соответствуют. Понятия, с помощью которых в методике формулируются ее диагностические возможности, должны быть четко определены, что образует необходимое условие интерпретации  полученных результатов (Акимова, Раевский, 1995).

Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка. Методический комплекс для оценки развития УУД содержит соответствующую информацию. Теоретической основой для него послужили теория периодизации психического развития, теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности, учение Ж. Пиаже и др. Наличие обширной базы исследовательских данных  позволило четко сформулировать показатели развития шести типов УУД и критерии их оценки на предшкольной ступени и в конце начальной школы.

Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей. В соответствии с этим разрабатываемый методический комплекс оценивает УУД не в традиционной для педагогики форме контрольных и проверочных письменных работ, выполняемых детьми индивидуально, а в контексте заданий, близких их интересам и жизненной практике. Например, широко используются совместно выполняемые детьми задания, задания игрового характера и др.

Что касается требования учета социокультурных особенностей оцениваемого контингента учащихся, то настоящий вариант методического комплекса не обладает какой-либо спецификой с точки зрения национально-культурной принадлежности учащихся. В то же время он ориентирован на детей, достаточно хорошо владеющих русским языком.

Валидность и надежность  методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается  ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла необходимое опробование. Однако как содержательная, так и, особенно, прогностическая валидность предлагаемого комплекса (связь оценок результатов обучения с последующим профессиональным и жизненным успехом учащихся), разумеется, в данном случае представляет принципиальный интерес и требует своей эмпирической проверки.  

Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно ква­лифицированными специалистами-психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения индивидуаль­ных тестов интеллекта,  большинства личностных тестов и опросников требуется достаточно длинный период  обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые усло­вия для правильной процедуры проведения обследования и последующей пра­вильной интерпретации диагностических оценок.

Известно, что результаты диагнос­тирования чувствительны ко множеству условий его проведения. В случае недостаточно полного соблюдения правил психологического обследования существует реальная опасность появления ошибочных, неоправданных выводов.

Следует также заметить, что школьные педагоги менее всего готовы к самостоятельному проведению психологического обследования учащихся, в частности, в силу привычной для них установки «учить», которая неадекватна ситуации психологического обследования детей и может существенно повлиять на их отношение к заданиям, а в конечном счете - исказить результаты. Вместе с тем возможно проведение обследования совместными усилиями психологов и педагогов. Ведущую роль в сборе диагностических данных могут сыграть школьные психологи.

Следует также помнить о необходимости ограничить нецелевое использование и распространение диагностических мето­дик. Это ограничение имеет двоякую цель: неразглаше­ние содержания методик и предупреждение их непра­вильного применения. Доступ к таким методам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессио­нальную заинтересованность и гарантирует их правиль­ное использование, поэтому диагностические оценки, как и са­ми методики, передаются только лицам, которые спо­собны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.

Этические стандарты деятельности психологов. Оценивание интеллектуальных, моральных и иных социально значимых качеств личности учащихся, налагает серьез­ную ответственность на проводящих обследование специалистов. Приведем перечень основных принципов этического кодекса психолога-диагноста, соблюдение которых носит обязательный характер:

·        конфиденциальность, гарантирующая   сохран­ность информации об индивиде; должны быть соблюдены соот­ветствующие меры предосторожности, направленные против неправильного использования и неверной ин­терпретации диагностических результатов;

·        отношения с обследуемым, основанные на дове­рительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов: обследуемый должен быть полностью проинформирован о том, как будут ис­пользоваться его оценки;

·        неразглашение результатов обследования [конкретного индивида]: недопустимо, чтобы какие-либо сведения, содержащие оценки личности учащегося, стали известны администрации или педагогическому составу школы;

·        предоставление интерпретации диагностических результатов [для обследованного индивида].

Следует также учитывать, что проведение любого психологического обследования ребенка возможно только при условии согласия его родителей

 

 

 

Система диагностики  универсальных учебных действий

в начальной школе

 

Отслеживаемые результаты

Методы оценки, контингент учащихся

Личностные универсальные учебные действия

Оценка внутренней позиции учащегося

Проективная методика «Рисунок школы» - 1 кл. начало уч. года

 «Я в школе» или «Что мне нравиться в школе» -2-4 класс 1 раз в год

Проективная методика «Краски» - 1-4 класс 1-2 раза в год

Уровень самооценки

Тест «Лесенка»

Лесенка (модификация методики Т. Дембо и А.М.Прихожан)1-4 класс на начало и конец года

«Три оценки» (методика А.И. Липкиной)

«Какой Я»

«Оценка уровня притязаний» Ф. Хоппе

Сформированность мотивации учебной деятельности

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой) – перед поступлением в1 кл., начало уч. года

«Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург  - 1 кл. середина уч.г.

«Опросник мотивации» Н.Г. Лускановой – 2-4 класс 1 раз в год

Направленность на отметку (Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова)

Направленность на приобретение знаний (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова)

Осознаваемые мотивы учения (М.В. Матюхина)

Опросник для определения интенсивности познавательных интересов (В.С. Юркевич) –педагог, родитель 1-4 класс 1 раз в год.

 

Знание моральных норм и сформированность морально- этических суждений

 

 

 

 

 

 

 

Типовые задачи для оценки универсальных учебных действий нравственно- этической направленности

Социометрическое исследование -1-4 класс

Два домика (детский вариант социометрии) -1 класс

Тест Рене Жиля

Изучение психологического климата группы школьников (методика адаптированна Ю.Л. Ханиным) -4 класс

Психолого-педагогическое наблюдение

Анкетирование педагогов, родителей

Индивидуально - личностные особенности

Определение преобладающего типа темперамента (опросник для педагогов, родителей, наблюдение)

Карта наблюдений Стотта

Личностный опросник НЭП (адаптированный вариант методики Г.Ю.Айзенка EPQ, детский вариант)

Личностный опросник Р. Кеттелла (детский вариант CPQ)

Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М.Эткинда

Несуществующее животное (М.З.Дукаревич, сокращённый вариант)

Тест школьной тревожности Филлипса

Шкала явной тревожности для детей CMAS (Дж.Тейлора, модификация А.М.Прихожан)

Регулятивные универсальные учебные действия

Развитие регулятивных действий

«Выкладывание узора из кубиков» выявление развития регулятивных действий – 1 класс

Тест «Перепутанные линии» определение уровня концентрации, устойчивости внимания 1 класс

Методика «Корректурная проба» (П. Я Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) определение уровня развития внимания и контроля, произвольной регуляции 1-4 класс

«Тест простых поручений» определение уровня развития саморегуляции, организации деятельности, отдельных свойств внимания, объем оперативной памяти – 2, 3 класс

Диагностика саморегуляции (последовательность цифр и тире) – 4 кл.(А. В. Басов, Л. ТФ. Тихомирова)

Методика «Исправь ошибки» определение уровня развития устойчивости внимания – 4 класс. (А. В. Басов, Л. ТФ. Тихомирова)

Познавательные универсальные учебные действия

Умение использовать знаково- символические средства

 

Методика «Кодирование»(версия А. Ю. Панасюка) 1 класс

«Проба на определение количества слов в предложении» (с. Н. Карпова) – 1 класс

Методика «Нахождение схем к задачам» (по А. Н. Рябинкиной), 2-4 классы

Развитие логических действий

Методика определения уровня развития невербального мышления «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона) – 1 класс

Методика определения уровня развития вербального мышления – 1 класс

ТИП (тест интеллектуального потенциала – оценка развития невербального мышления) П. Ржичан, адаптированный Чирковым В. И., Сениным И. Г. – 2, 3 классы

Стандартизированная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене (на основе методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру) – 3, 4  классы            

Коммуникативные универсальные учебные действия

Развитие коммуникативных действий

Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман) 1 класс

Методика «Кто прав» (Г. А. Цукерман) 2 – 4 классы

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)

Психолого-педагогическое наблюдение

Анкетирование педагогов, родителей

 

В планируемых результатах освоения программы начального образования должны быть использованы модели внутреннего текущего оценивания, тесно связанные с процессом обучения и призванные стимулировать учение: преимущественно посредством оценки индивидуального прогресса и использования таких форм, которые побуждают детей размышлять о своем учении, об оценке их собственной работы.