ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИЯХ.
В возрасте становления, самосознания, а этот возраст приблизительно с 3-х и до 10-12 лет, ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он проигрывает действия и роли учителя, врача, шофёра…, основываясь на наблюдении за взрослыми. Для младших школьников познавательная деятельность становится ведущей и определяющей развитие ребёнка, важно расширять его представление о разных профессиях. Для младших школьников профориентационные занятия направлены на создании у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для этой цели и предназначены профориентационные занятия в начальной школе. У младшего школьника через игру совершенствуются ручные движения и умственные операции. В первом классе важно проводить 2-3 игры связанные с простыми операциями. Дети могут выделить: структуру предметов, их пространственные особенности, соотношение частей. Внимание детей ещё не устойчиво. Долгие более 4-5 минут диспуты на темы: Как вести себя хорошо? Как быть хорошим другом? представляются не эффективными. Детям действительно интересно: играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать «свою жизнь», рассказывать о себе, фантазировать,
- решать кроссворды, ребусы, разыгрывать сценки, угадывать секреты, им нравится получать от воспитателя личную – но конкретную похвалу и многое другое. Во 2-4 классах внимание становится уже более дифференцированным, важно не просто называть предмет, а детально его описывать, развивать способность к интерпретации (объяснению). Необходимо во 2-4 классах развивать умение описывать, сравнивать – предмет, картины, музыку, литературные произведения. Во 2-4 классах необходимо развивать: умение устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдениями предмета и явления, умение сравнивать ситуацию, явления, предметы между собой, по-прежнему важно развивать у детей умение аргументировать свою точку зрения. В младшем школьном возрасте по-прежнему сложно самим ставить задачи для запоминания (что необходимо запомнить, зачем, что – дословно, а что –в общих чертах), им сложно запоминать «в общих словах». Таким образом необходимо: развивать способность детей ставить цели запоминания,
- а также – обучать их навыкам мнемотехники.
Устойчивость запоминания в этом возрасте связана не с низким уровнем памяти, а с плохо развитым произвольным вниманием и слабой мотивацией. К 3-4 классам воспитанники уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленить более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
В старших классах начальной школы дети всё более осознают и формируют нормы поведения ( а в первом классе они лишь могут сослаться на установленные взрослыми нормы). К третьему классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте, мотив «хочу» меняет на мотив «надо». Таким образом без учета возрастных особенностей профориентационное занятие, внеклассное мероприятие в начальном классе будут неэффективны.
СТРУКТУРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
При планировании в любом воспитательном занятии используется общепринятая структура: тема, цель, задачи, обоснование, краткий план, используемые материалы, ход занятия, анализ, используемые источники. Например: «Знакомьтесь! Профессия повар!».
Цель ( учебная): Общая цель по профориентации младших школьников –создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существующих сторонах профессии. ( можно сразу три цели: учебную, развивающую, воспитательную). Цель развивающая может быть выписана из возрастной психологической характеристики школьника. Например, развитие осмысленного запоминания, развитие произвольного внимания, развитие дифференцированного восприятия.
Что касается воспитательной цели, то в формулировках целей такого типа используются термины – «ценности», «нормы поведения». Пример воспитательной цели, может быть:
- осознание воспитанниками ценности и важности профессии в современном мире,
- совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
ЗАДАЧИ: они представляют собой промежуточные шаги по достижению цели занятия. Если занятие рассчитано на 40-45 минут, то задач не может быть более 3-4. К примеру, мы знакомим с профессией повара. Задачи будут такими:
- провести мини-лекцию об основном содержании профессии повара
- познакомить воспитанников с основными орудиями труда,
- подвести итог занятия.
Можно ещё провести, идя к цели: просмотреть вместе с воспитанниками видеосюжет и потом обсудить его, пригласить для беседы представителей этой профессии, провести работу с малыми группами и т.д.
КРАТКИЙ ПЛАН занятия
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для детей младшего школьного возраста важны наглядность и смена деятельности. Желательно, чтобы эти особенности нашли своё отражение в подборе материалов (кроссворды, орудия труда, «дорисуй», форма одежды повара…)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мини-лекция –( 5-7 минут) с сопровождением наглядных материалов: фотографии, рисунков, орудий труда и т.д.
Лекция должна быть на языке ребёнка и включать в себя такие моменты, как: условия труда, орудия труда, история профессии (откуда произошло слово, как меняется облик профессии), ограничения при работе по этой профессии, интересные случаи.
МЕТОДИКИ
- Рисуночные методики. Особенно для 1-2 классов. Они не особенно владеют письменной речью. Изобразить в течении 4-5 минут в начале занятия – и в конце, увидите результат своего труда.
ИГРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОФЕССИЕЙ
Например, «Угадай по жестам», «Вспомни как можно больше слов связанных с профессией», «Выбери из карточек, только те орудия труда, которые связаны с профессией».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ СТРУКТУРНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ могут быть:
- беседы с приглашением специалистов; оформление уголка профессии в классе; организация экскурсии на предприятия города; ведение школьниками «Профессионального портфолио».
В портфолио – вкладывают интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио дети возвращаются, время от времени.
У детей начальных классов только начинает складываться интерес к профессиям. Общественно-полезный труд, в котором участвуют младшие школьники, оказывает определяющее влияние на формирование их интереса. Когда младшие школьники видят и чувствуют, что труд нужен людям, они от этого испытывают огромное удовольствие.
Цели и задачи профориентационной работы в 1классе состоят из первых умений и навыков общего труда на пользу людей, культуру труда, в расширении знаний о производительной деятельности людей, о технике, в труде, понимания значения труда в жизни человека.
|